Share
Премьера спектакля Последний герой в МХАТ им. Горького

Премьера спектакля Последний герой в МХАТ им. Горького

 Премьера спектакля Последний герой в МХАТ им. Горького

19 апреля ветераны и молодые актеры МХАТ им. Горького вышли на сцену в одной из самых значимых постановок театра под руководством Эдуарда Боякова. 

Родители думают о нас всегда, а мы о них – реже, чем они того заслуживают. Спектакль «Последний герой» по пьесе Ивана Крепостного в постановке Руслана Маликова — о наших родителях. О стариках, о поколении тех, кого циники презрительно именуют «совками». Они списаны в утиль «цивилизаторами» девяностых. Они смешны, надоедливы, неуместны. Однако именно они спасают Россию. И в жизни, и в спектакле. Они не приспособлены к современной суете, но они являются носителями вневременной мудрости. Они не разбираются в современных гаджетах, но они сами – ключ и пароль к миру настоящих людей, к миру будущего. Они до сих пор с нами, потому что понимают – мы пока что не готовы к сегодняшним и завтрашним вызовам и испытаниям. Они – наша надежда и опора, наши реальные герои. В этом состоит идея спектакля. 

«Последний герой» — это спектакль о человеческом достоинстве, мудрости и мужестве старшего поколения, о верности, любви и долге.

 
Э. Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького: «В нулевые годы один из фестивалей «Новая драма» проходил под слоганом «Ищем героя!». У меня до сих пор хранится футболка с этой надписью. Этого героя мы, простите за наглость, сегодня нашли. И предъявляем зрителю. Не психопата-бандита, не невротика-интеллектуала, не усталого олигарха, не фрондирующего хипстера, а героя прямого действия. Человека, который отвечает за выживание социума». 
 
«Последний герой» — реалистическая пьеса, отсылающая к событиям исторического масштаба. Герой пьесы — бывший офицер-ракетчик, ветеран тайной советской войны во
Вьетнаме. Распад державы прокатился по нему таким же катком, как и по другим его сверстникам-старикам.
 
Иван Криворучко, народный артист России: «Для меня распад страны был трагедией. Я целый месяц не мог ни с кем общаться или разговаривать. Не то что бы, как в «Андрее Рублеве», принял обет – просто не мог, и всё».
 
Социальная драма накладывается у него на драму семейную – конфликт с сыном. Однако,
когда ситуация становится критической, когда на кону жизнь многих, именно главные
герои становятся «последними героями».
 
Руслан Маликов, режиссер спектакля «Последний герой»: «В пьесе
встречаются три поколения: старики, взрослые люди и молодежь… И это три
отдельные группировки и тусовки пересекаются в конфликтных ситуациях,
которые подбрасывает им жизнь… И все они, по-своему, современны.
Современные «восьмидесятилетние», «сороколетние» и «двадцатилетние».
 
Фрагмент из пьесы:
«ТРЕТИЙ ЛЕГИОНЕР. Боишься?
СТАРИК. Нет.
ТРЕТИЙ ЛЕГИОНЕР. А я приказываю тебе бояться. Ох, упрямые вы, старики,
твёрдолобнутые. И за жизнь-то как цепляетесь! Сколько тебе лет? По виду лет
90
СТАРУХА. Неправда, он всегда выглядел моложе своих лет. Ему всего 77
СТАРИК. Помолчи.
ТРЕТИЙ ЛЕГИОНЕР. Интересно, в 77 лет страшнее умирать, чем в 90?
СТАРИК. Что ты знаешь про смерть, мальчик?»
 
Главных героев, тех самых хрестоматийных стариков, играет феноменальная актерская пара – народный артист России Иван Криворучко и Лидия Кузнецова. В каком-то смысле
это спектакль и об их жизни.
 
Лидия Кузнецова, актриса МХАТ им. Горького: « Я родилась в Империи, мои
родители, пережившие войну, отличались удивительной живучестью. Мне довелось
поработать и в «неблагополучной» русской глубинке, и поглядеть изнутри на жизнь
западного мира. Там люди поколениями не знали войн, а «облегчающие» технологии
сделали их беспомощными. Мне есть что сравнить, и эти сравнительные линии сходятся
в одном: мы – прекрасная страна, у нас – огромный потенциал. То, что мы делаем
спектакль с отсылом в прошлое, сегодня крайне необходимо. В этом наш шанс вернуться
к себе…».
Впервые за долгое время МХАТ обращается к молодой современной драматургии. При К. Станиславском и В. Немировиче-Данченко славу театра составляли спектакли, сделанные
по пьесам современников. Театр при новом художественном руководстве намерен следовать традиции основателей, открывая новых драматургов.
 

Комментировать