Share
Звездная пыль в МХАТ им. М. Горького – о главном в человеке

Звездная пыль в МХАТ им. М. Горького – о главном в человеке

Звездная пыль в МХАТ им. М. Горького – о главном в человеке

19 декабря в 19:00 на Малой сцене МХАТ им. Горького состоялась премьера спектакля «Звездная пыль» по пьесе Натальи Мошиной в постановке Греты Шушчевичуте.

Сюжет постановки – зарисовка о человеке из нашей жизни, вдруг оказавшемся «избранным» — и не абы каким, а тем, кто представит цивилизацию инопланетянам.

«Пельмень» — называет его один из персонажей пьесы. И похоже на это — начальница его гнобит, жена пилит, друзья хоть и любят, но посмеиваются, а сын не всегда получает нужную долю мужского внимания.

И вот этому «пельменю» выпадает шанс.  Почему? Нет ответа.

Но вся невероятная история с инопланетянами — лишь повод поговорить о том, что ценно для человека и как он может открыть в себе глубины, еще более неведомые, чем космические дали.

Почему я?

Этот вопрос задает себе герой постановки, искренне не понимая аргументов выбора своей персоны для контакта.

И на самом деле, он и сам себе кажется «никаким»: в институте не доучился, стал обычным менеджером, не слишком успешным, не красавец, не зарабатывает, весь в кредитах, даже вывезти семью в банальную Турцию проблема.

Почему он?

Спрашивают персонажи пьесы. Бравые сотрудники спецслужб искренне недоумевают, как так могло случиться. Майор старается войти в список волонтеров «на замену» странному избраннику, надеясь стать героем и заслужить признание любимой женщины. Троица ученых пытается Борису объяснить устройство мира в экспресс-курсе. А он… он спрашивает, как объяснить инопланетянам, в чем смысл жизни? И вопрос сбивает ученых с толку.

Драматург Алексей Зензинов отмечает, что спектакль показывает, что и в век современных технологий и «цифры» человек остался тем же – и вечная тема русской литературы, тема маленького человека, актуальна как никогда.

В чем смысл жизни, действительно?

Спектакль, помещенный в контекст довольно анекдотичной истории взаимоотношений с неведомыми инопланетянами, на самом деле лишь использует этот повод, чтобы дать по-новому взглянуть на свою рутинную историю главному герою. Ведь и он когда-то мечтал, грезил и стремился, но… А что произошло? Когда мы сдаемся и вычеркиваем себя самих из списка супергероев? В чем причина? Эти вопросы ставит перед зрителем постановка. Как и то, что мы ценим и почему. Почему не видим того, что рядом с нами.

Грета Шушчевичуте, режиссер-постановщик: «Когда тебе за тридцать, юношеский максимализм проходит, и ты перестаешь думать о том, что можешь покорить мир. Наступает момент, и вдруг… страшно осознавать, что ничего особого в жизни ты не достиг, живёшь с не такой уж классной женой, работаешь на нелюбимой работе… и если ты исчезнешь, ничего не произойдёт, разве что родные заплачут. И вдруг какое-то событие вторгается в твою жизнь, заставляет остановиться и на всё посмотреть по-другому. Например, тебе говорят, что ты умрёшь через четыре дня, и ты вдруг начинаешь всех любить, всё кажется таким прекрасным. Думаешь: Господи, да не нужно ничего особенного – вот эта жена и этот ребёнок – самое дорогое. Не хватает смысла жизни? Но разве он не в том, чтобы просто жить, чтобы каждый день тебе приносил радость, а не навязанный кем-то «успех»? Радуйся каждый день тому, что имеешь – работе, дому, близким. Вот про это – спектакль».

Лариса Голубина, актриса: «Тема, которая поднята, не из области фантастики, хотя предлагаемые обстоятельства именно такие. Вряд ли этой фантастичной ситуации кто-то будет верить. Но вот заставить поверить совершенно заурядного человека в то, что он герой, сломать его привычный уют, диван – это наша задача. Смысл жизни – сама жизнь. Само существование на этой планете, со всеми драмами, проблемами, радостями – это бесценно, жизнь бесценна».

Открытая концовка спектакля оставляет зрителя с ответом на вопрос, как все-таки перестать влачить существование и найти глобальный смысл, больший, чем написание ежедневных отчетов на работе. Спектакль не навязывает готовое решение, а помогает зрителям заглянуть внутрь себя и найти ответ самостоятельно.

Яна Лейкина, психолог, кандидат филологических наук, так отозвалась об увиденном и прочувствованном: «Только когда мы оказываемся на пороге, мы понимаем смысл этой жизни. Очень тонок удалось показать, как через сердце, через глубокие взаимодействия с окружающими и с самим собой, человек обретает себя. Как кажется мне, смысл спектакля – обрести чувство, что я есть. Внутри каждого из нас очень много света, и когда мы выходим на контакт с самим собой, то понимаешь, что не нужен чемодан с книгами, все в сердце. Я потрясена, с какой человеческой простотой актеры поговорил с нами об этом…»

«Звездная пыль» — очень лаконичный сценографически спектакль — декорации усиливают эффект присутствия, актеры играют буквально «лицом к лицу» со зрителем и про зрителя. Спектакль полон живой музыки, тех песен, которые для многих звучат как внутренняя история их жизни — то ли герой поет, то ли сама песня поется… Все это помогает зрителю войти в спектакль, погрузиться в него и… ощутить себя то ли пылью, то ли звездой.

Критик Екатерина Кретова считает, что пьеса Натальи Мошиной продолжает традиции русской литературы в ее исследовании проблемы маленького человека, человека обычного, невеликого, каких миллионы: «Эти люди способны на потрясающие вещи, и предлагаемые обстоятельства высвечивают их способности. Грета Шушчевичуте прочла эту очень актуальную сегодняшнюю тему – таких людей сейчас все больше и больше. Население растет, а часть политикообразующего класса все меньше, а люди, которых называют планктоном, толпой – они большинство. На самом деле эти люди способны на очень многое. Грета дала линию становления героя, его развития, раскрытия. Она буквально играет на струнах души, даже через те песни советского периода, которые вдруг начинают звучать, причем очень искренне. И скромность сценографического решения помогла акцентировать работу с артистами – это космический уровень, а я лично теперь буду следить за исполнителем главной роли Тимуром Дружковым я буквально начинаю следить. Это спектакль очень нужен людям!»

И конечно, ценным мнением стал отклик критика Анастасии Ефремовой: «В этом спектакле пиршество актерской игры – я не могу выделить кого-то. Главного героя я бы тоже выбрала – этого парня, с которым хочется быть рядом, дружить, и Грета это увидела. Я думаю, спектаклю не стало бы хуже, если б чуть поярче были декорации, но то решение режиссера. Зато сам актерский ансамбль невероятно ярок, а спектакль уютен, честен и профессионален».

Ближайшие спектакли: 12.01, 25.01

Комментировать